ЕСП в СМИ

Губернатор Кузбасса попросил Путина освободить БАМ и Транссиб для экспорта угля

Фото Максима Киселева / ТАСС

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев попросил Владимира Путина расчистить Восточный полигон от контейнеров. Это должно помочь экспорту угля, от которого отказывается Евросоюз.

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев попросил Владимира Путина помочь экспорту угля. Это следует из письма Цивилева президенту от 1 апреля 2022 года (копия есть у Forbes). В нем глава Кузбасса жалуется на то, что транзитные контейнеры вытесняют с Восточного полигона (БАМ и Транссиб) экспортные энергоресурсы, в том числе уголь.

В 2021 году по маршруту Европа — Азия через территорию России проехало 20 млн т транзитных грузов в контейнерах, указывает Цивилев. Это сопоставимо с 60 млн т российского экспорта в вагонах, считает губернатор Кузбасса. Получается, что одна тонна транзитного контейнера вытесняет до трех тонн российского экспорта. При этом выручка с одной транзитной тонны составляет $30, а с экспорта тонны угля — $600. Разницу страна недополучает, пишет Цивилев.

Еще один аргумент губернатора — транзит контейнеров идет на пользу недружественным странам Азиатско-Тихоокеанского региона и Евросоюза. В условиях «сложной геополитической обстановки» и снижения европейского спроса на российские энергоресурсы, в том числе на уголь, Цивилев предлагает освободить Восточный полигон (он называет его «дорогой жизни») от транзитных контейнеров и перенаправить их поток через Казахстан. Губернатор просит Путина поручить правительству проработать эти вопросы. В пресс-службе администрации Кузбасса сообщили, что пока не получили ответ на письмо Цивилева.

Еще недавно за углем специальным решением Путина был закреплен приоритет на Восточном полигоне. Но санкции, которыми Запад ответил на «спецоперацию» России на Украине, вынудили грузоотправителей переориентироваться на Азию. Это может привести к срыву контрактов, остановке предприятий, сокращению рабочих мест в регионах, снижению налогов и валютной выручки, говорится в протоколе заседания энергетической комиссии при Госсовете от 29 марта (копия есть у Forbes). Основные аргументы, зафиксированные в протоколе, приводит и Цивилев в письме Путину. В марте на Восток было вывезено на 1,3 млн т угля меньше плана, сообщили в пресс-службе администрации правительства Кузбасса.

В РЖД сообщали «Коммерсанту», что и так собираются снижать контейнерный транзит. Отмена транзита не соответствует государственным задачам, возражал исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергей Авсейков: «Контейнеры — это самый современный вид перевозки, в них импортируется и развозится по стране почти вся потребительская корзина, критически важное высокотехнологичное оборудование и другие товары. А транзит является неотъемлемой частью сложносоставной контейнерной логистики и обеспечивает достаточность парка».

У контейнерных операторов, которые лишились западных линий и портов, есть свои предложения по стабилизации ситуации. Они считают, что уголь следует перенаправить в порты Северо-Запада, так как востребованность данного направления падает из-за переориентации контейнерных грузов на Восток.

Конкуренция на восточном направлении «дичайшая» последние четыре-пять лет, говорит источник в отрасли: «Каждый пытается локтями растолкать соседа». Власти должны определить приоритетные для экономики грузы и установить лимиты, призывает он: «Нужно договориться о некоем сводном показателе — вклад в ВВП, занятость, налоги. Будь то нефть, металлы, уголь или контейнеры». Отдельные игроки всегда будут заниматься лоббированием своих интересов, констатирует угольщик. Но государственный интерес должен быть не в том, чтобы что-то ограничить, а в том, чтобы проанализировать и попробовать максимизировать выручку, считает собеседник Forbes. Проблема в том, что «пока нет ни диалога, ни площадки, ни даже умных людей, которые могут задачу поставить», сетует он.

В пресс-службах президента и Минэкономразвития не смогли оперативно ответить на запрос.

Сергей Титов

Forbes