Вчера в онлайн-формате прошла конференция «Контейнеры-2021. Foresight рынка», посвящённая тенденциям в контейнерной отрасли. В ходе мероприятия впервые представлена новая некоммерческая организация – Евразийский Союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), – которая организована участниками рынка для формирования профессионального сообщества, а также концепция новой тарифной модели транспортировки контейнеров.
В ходе конференции председатель президиума ЕСП, председатель совета директоров, директор по стратегии Группы Globaltrans Сергей Мальцев рассказал о целях и задачах нового союза .
«Транспортировка контейнеров – это мультимодальная услуга, которая включает в себя взаимодействие железной дороги, портов, сухопутных терминалов, цифровых компаний, морских линий и так далее. Контейнерный рынок растёт, на нём появляется очень много игроков, поэтому координация взаимодействия с железнодорожными администрациями, госрегуляторами и другими участниками рынка стала необходима. Мы попытаемся создать правильную экосистему этого рынка», – отметил он.
РЖД поддерживают создание нового объединения и готовы к плодотворному сотрудничеству и координации.
По словам заместителя генерального директора – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексея Шило, ранее не существовало площадки, где бы были представлены интересы всех сторон, в том числе с диаметрально противоположными взглядами. Поэтому создание нового объединения поможет найти общие технологические решения для взаимовыгоды участников рынка.
Топ-менеджер отметил, что для развития этого сегмента перевозок необходимо оттачивать технологии и правила, заниматься настройками законодательства. «В нашей стране рынок контейнерных перевозок достаточно молодой. По нашему мнению, есть очень много серых зон, неурегулированностей. Было бы правильно, чтобы вместе со всеми заинтересованными сторонами мы постарались найти ответы на те вопросы, которые сегодня есть», – подчеркнул Алексей Шило.
Немаловажным фактором для развития самого динамично растущего грузового сегмента является тарификация.
Начальник Департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Владимир Варгунин рассказал в ходе конференции, что холдинг планирует обсудить с участниками перевозочного процесса новые тарифные решения для перевозки контейнеров.
РЖД предлагают два альтернативных варианта. Плоская индексация тарифов предполагает их увеличение на 4,75% в 2022 году на все перевозки в контейнерах. Дифференцированная индексация – повышение стоимости перевозки гружёных контейнеров на расстояние до 4 тыс. км в восточном направлении – на 3,5%, более чем на 4 тыс. км – на 5,5%, на порожние отправки по всем направлениям – на 2%, следует из презентации Владимира Варгунина.
«Мы готовы как к варианту плоской индексации, так и к варианту дифференцированной индексации по различным поясам дальности для того, чтобы не разрушить ту конкуренцию, которая создаётся с альтернативными видами транспорта», – пояснил он.
Участники рынка считают, что оба варианта, которые предлагают РЖД, имеют свои преимущества, и готовы вести диалог с холдингом.
Стоит отметить, что дополнительная индексация действующего тарифа не предполагает отмену скидок на дальние расстояния. «На фоне стоимости товаров, перевозимых в контейнерах, и волатильности ставок морского фрахта такая надбавка вряд ли будет существенна», – считает Владимир Варгунин.
Более масштабные корректировки тарифов, в частности включающие частичное дерегулирование маршрутов, запланированы на 2025 год.