Новости участников

Ведущий железнодорожный оператор на Новом шелковом пути реализует проект по декарбонизации контейнерных перевозок

Экологичность стала конкурентным преимуществом. Вопросам экологичности уделяется сегодня все больше внимания на всем евразийском пространстве - от Китая до Европы. Ввиду того, что сфера транспорта производит до 20% всех выбросов углекислого газа в атмосферу, популяризация именно железнодорожного сообщения как наиболее экологичного в грузоперевозках на дальние расстояния является ключевым шагом в сокращении выбросов парниковых газов транспортным сегментом во всем мире.

Так, крупнейший евразийский оператор контейнерных перевозок ОТЛК ЕРА, отвечающий за перевозку основного объема грузов по маршруту Китай-Европа-Китай на "широкой" колее 1520 мм, разработал онлайн-счетчик выбросов в атмосферу CO2 применимый к грузовым перевозкам на самом протяженном участке Нового Шелкового пути – от европейской до китайской границы.

Согласно счётчику на сайте ОТЛК ЕРА, в январе-декабре 2021 года при перевозке 692,5 тыс. TEU транзитом по железной дороге по направлению Китай-Европа-Китай (учитываются перевозки по маршруту через Россию, Казахстан и Белоруссию) в атмосферу при сжигании топлива попало 46,2 тыс. тонн CO2, а если бы этот груз доставлялся морем, то показатель достиг бы 220,8 тыс. тонн, автомобильным транспортом - 4 114,2 тыс. тонн, самолётами - 24 406 тыс. тонн, то есть, в 528 раз больше, чем при перевозке по железной дороге.

Решающий импульс декарбонизации евразийского железнодорожного коридора был дан с утверждением на Межправительственном совете ЕАЭС в августе 2021 года плана первоочередных мероприятий по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок, а также подписанием железными дорогами России, Казахстана и Белоруссии декларации о намерениях поддерживать эффективные контейнерные перевозки между Европой и Китаем. Документ признает ключевую роль железнодорожного транспорта в выполнении Целей в области устойчивого развития ООН, в том числе по уменьшению углеродного следа от транспортно-логистической отрасли, повышению энергоэффективности, а также в части развития устойчивой региональной и трансграничной инфраструктуры.


В соответствии с договоренностью сторон в сервисах оператора ОТЛК ЕРА в ближайшее время будут апробированы пилотные проекты по внедрению на евразийском пространстве технологических инноваций с учетом принципов перехода к безуглеродной железнодорожной логистики. В частности, в 2022 году на пространстве 1520 планируется апробирование единой электронной накладной. С учетом того, что доля железнодорожных контейнерных перевозок в общем объеме евразийского транзита в 2021 году уже приблизилась к 5% (для сравнения в 2015 году она составляла всего 1%), вклад в сокращение выбросов углекислого газа и негативного влияния на окружающую среду будет все более очевиден.

"Экологическая ценность железнодорожных перевозок становится настоящей философией построения социально ответственного бизнеса на нашем континенте. Железная дорога вполне могла бы стать символом Конференции по изменению климата в Глазго, поскольку можно с уверенностью сказать, что перемещение все большего количества грузов на рельсы - это важнейшая предпосылка как для достижения европейской «зеленой сделки», так и для и содействия декарбонизации евразийской логистики", – отмечает Алексей Гром, генеральный директор ОТЛК ЕРА.

Начиная с 2020 года ОТЛК ЕРА активно участвует в развитии и популяризации экологических инициатив. В частности, объявлено о старте новой экологической инициативы "Keen оn Green". Проект направлен на то, чтобы, с одной стороны, рассказывать о железных дорогах как о наиболее экологичном виде транспорта, а с другой – развивать экологическое сотрудничество. Одно из направлений – установление опеки над исчезающими видами животных в природных зонах, прилегающих к маршрутам контейнерных поездов ОТЛК ЕРА. В рамках инициативы компания поддержала проект WWF России по восстановлению в Казахстане популяции тугайных оленей, занесённых в Красную книгу.