Новости

ЕСП направит в ФАС предложения об особом регулировании доступа контейнеров на железнодорожную сеть

Контейнерные перевозки нуждаются в особом регулировании доступа на железнодорожную сеть, считают участники рынка: этот вид логистики значительно отличается от транспортировки массовых грузов в полувагонах, прежде всего, тем, что контейнерные поезда должны следовать по расписанию. Вопрос рассматривался на очередной встрече Экспертного клуба Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП).

В ходе мероприятия обсуждались два важнейших документа, касающиеся распределения пропускных способностей, - действующие правила недискриминационного доступа (ПНД), а также проект новых правил подачи и рассмотрения заявок на перевозки, подготовленный Федеральной антимонопольной службой России. Наряду с топ-менеджерами контейнерных операторов в беседе участвовали представители ФАС, Минтранса, ОАО "РЖД".

"Есть правила недискриминационного доступа - это общие правила. На сегодняшний момент формируются правила подачи и рассмотрения заявок - это опять общие правила. Контейнерные перевозки не очень хорошо подчиняются общим правилам, потому что имеют другие задачи. Если для общих грузов это, прежде всего, непрерывность и объемы, то для нас более важной историей являются скорость и надежность", - отметил в своем выступлении генеральный директор ООО "Новая логистическая" Сергей Куст.

Кроме того, он указал на то, что операторы контейнерных поездов не входят в определение грузоотправителей, но именно они взаимодействуют с перевозчиком при организации перевозки. Эти особенности остались за рамками проекта правил, и контейнерщики находятся в ситуации неопределенности.

Отрицательно представители операторов высказались и по поводу идеи распределять лимитированные пропускные способности пропорционально объему поданных заявок. "То, что кто-то заявил больше, а кто-то меньше, не должно быть ключевым фактором в том, кому именно достанутся [объемы перевозок]", - уверен директор по операционной логистике "РЖД Бизнес Актив" Иван Боднар.

"Нужно руководствоваться принципом равнодоступности. Заявки на лимитирующих направлениях должны распределяться поровну между всеми заявившимися грузоотправителями с поправкой на "коэффициент доверия", - сказал он.

Замечания нашли отклик со стороны регулятора. "Контейнеры, как совершенно правильно замечено, сейчас ни коим образом из общего объема [перевозимых по железной дороге грузов] не выделены", - согласилась начальник управления регулирования транспорта ФАС России Адиля Вяселева, отметив, что ведомство готово рассмотреть соображения участников рынка по этому поводу.

"Я бы хотела услышать какие-то предложения в части выделения [контейнерных перевозок] в отдельную группу. Любые предложения. Мы будем открыты для диалога и крайне признательны", - добавила она. В частности, по словам Адили Вяселевой, ФАС ставит задачу создать прозрачную систему рассмотрения заявок с привязкой к пропускным способностям станций и портов.

Глава "Новой логистической" подчеркнул важность контейнерных перевозок для устойчивого развития российских железных дорог в целом. "Призываю относиться к контейнерным перевозкам немного по-другому, не как к общим грузам, понимая, что это далекая и хорошая перспектива", - заявил топ-менеджер.

"Это очень долговременная и надежная возможность привлечения на инфраструктуру "чужих", сторонних грузов - прежде всего, транзита. Это деньги, которые попадают на содержание инфраструктуры от зарубежных государств, причем деньги возобновляемые", - добавил он.

Между тем, как отметил в ходе дискуссии заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Алексей Шило, в настоящее время "на инфраструктуру также претендует достаточно большой объем угля". "Если еще в 2021 году 37% провозной мощности [занимал] кузбасский уголь, который имеет на "восточном полигоне" более высокий приоритет, то сейчас уже порядка 60% должны ехать впереди контейнеров на восточном направлении - с учетом принятых решений по Хакасии, Бурятии и Туве", - уточнил замглавы перевозчика.

Представители бизнеса поблагодарили Адилю Вяселеву за готовность учитывать интересы операторского сообщества. "Важно, что в дискуссии мы были не оппонентами, а скорее одной командой", - сказал Сергей Куст.