26 октября 2022 года состоялся Президиум Евразийского Cоюза участников грузовых железнодорожных перевозок (ЕСП). Основным вопросом повестки стало обсуждение результатов НИР «Контейнерная логистика. Влияние на экономику России».
Фундаментальная работа выполнена ООО «Центр экономики инфраструктуры» и Фондом «Центр стратегических разработок».
В числе прочего, расчёты консультантов показали, что грузы в контейнерах формируют более 13% внутреннего валового продукта страны в тех отраслях, для которых контейнерная логистика является критически важной. Для сравнения, железная руда – 0,1-0,2%, уголь – 0,4-1%. Тонна груза в контейнере даёт в 3,5 раза больше бюджетных доходов, чем тонна средневзвешенного железнодорожного груза. Совокупный эффект на ВВП от перевозки одной платформы с контейнерами (экв. 2 ДФЭ) за счёт прямых и дополнительных эффектов в смежных отраслях составляет более 2 миллионов рублей.
Разработчики представили инерционный и целевой сценарии развития контейнерных железнодорожных перевозок и сравнительный анализ экономических эффектов при их реализации. Инерционный сценарий базируется на сохранении принципов распределения дефицитных пропускных способностей между контейнерными и иными грузами, и демонстрирует значительно меньший рост ВВП.
По целевому сценарию рассматривается прирост экспортных контейнерных перевозок до 2025 года на 0,7 млн ДФЭ (+ 11,5 млн тонн), что обеспечивает до 23 миллиардов рублей дополнительных поступлений в бюджет в год. А совокупные эффекты от реализации целевого сценария составят прирост ВВП страны на 250 миллиардов в год к 2025 году по отношению к 2021 году.
Результаты НИР «Контейнерная логистика. Влияние на экономику России»будут представлены правительству, ФОИВам и профессиональному сообществу. По итогам будут сформированы предложения по развитию контейнерных перевозок, как направления государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, определены приоритеты контейнерной логистики, мероприятия по развитию контейнеризации будут включены в государственные программы и дорожные карты.
Цитата:
Игорь Смирнов (директор по грузовому транспорту и логистике, ЦЭИ): Для расчёта социально-экономической эффективности контейнерной логистики использовались общепринятые методы оценки экономических эффектов, которые используются во многих научных исследованиях и нормативных документах. При этом новизна данного исследования заключается в том, что была проведена комплексная оценка экономических эффектов в разрезе видов грузов и подвижного состава, как для ВВП страны, так и для доходов бюджета Российской Федерации. В исследовании задействованы актуальные данные о работе транспортной отрасли, учтены ключевые социально-экономические параметры развития производственных отраслей страны.
Евразийский Союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) создан крупнейшими контейнерными операторами России, владельцами портовых и терминальных мощностей. Компании, входящие в состав объединения, владеют примерно 90% парка фитинговых вагонов-платформ, эксплуатируемого на сети РЖД, а также более 80% общих мощностей транспортно-логистических центров и порядка 60% мощностей морских контейнерных терминалов в РФ. Миссия ЕСП - создание благоприятных условий для развития международных и внутрироссийских грузовых перевозок на евразийском пространстве.