Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) до октября обнулила ввозные таможенные пошлины на импортные контейнеры, закупаемые компаниями Евразийского союза, в том числе российскими. Решение вступило в силу на этой неделе и распространяется на все расчёты начиная с 28 марта. Как считают операторы, такая льгота стимулирует покупку тары и сократит риск возникновения её дефицита на рынке.
Коллегия ЕЭК на заседании 15 апреля утвердила третий перечень товаров критического импорта, на которые временно устанавливаются нулевые или льготные таможенные пошлины. В их числе отдельные виды органических химических соединений, некоторые бобовые культуры, бумага и картон, части для машин и оборудования. Отдельным пунктом в списке значатся импортные контейнеры – нулевая таможенная пошлина на их ввоз действительна с 28 марта по 30 сентября текущего года.
Как уточнили «Гудку» в Евразийском союзе участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), который стал инициатором обнуления пошлины, решение ЕЭК распространяется на все виды иностранных контейнеров. До этого операторы при их закупке платили пошлину в размере 10% от их стоимости.
«В первую очередь обнуление пошлин позволит не допустить вымывания контейнерного парка после ухода из РФ части западных морских линий (операторов морских контейнерных перевозок. – Ред.). Решение простимулирует российских операторов активнее закупать контейнеры – а большая их часть приобретается именно за рубежом, в Китае, – что снизит риски возможного дефицита в РФ», – пояснил «Гудку» исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков.
По словам первого вице-президента ПАО «ТрансКонтейнер» Виктора Маркова, для обеспечения перевозок в России одномоментно находится порядка 700 тыс. контейнеров, из них 29% находится в собственности российских компаний, 31% – китайских, а 40% – это контейнеры операторов морских линий. При этом если китайская тара останется на рынке, то порядка 80% контейнеров операторов морских линий, как полагает Виктор Марков, уйдёт из России.
Пока, по оценке контейнерных операторов, дефицит тары ещё не ощущается, но он может возникнуть летом с оживлением экспорта. По оценке Виктора Маркова, дефицит контейнеров может составить от 100 до 200 тыс. ДФЭ (эквивалент 20-футового контейнера).
Как отмечают операторы, обнуление таможенных пошлин на импортные контейнеры стимулирует их закупку российскими компаниями. «В настоящее время в России выпускается 6 тыс. контейнеров в год. Главным образом это 20-футовые контейнеры, и они все уже раскуплены операторами. Увеличение производства – задача долгосрочная, и пока она решается, контейнерная логистика не должна останавливаться. Поэтому обнуление пошлины – правильный шаг», – считает Виктор Марков.
Генеральный директор АО «РЖД Бизнес Актив» Вячеслав Сараев заметил, что с точки зрения усиления позиции российских логистических компаний приобретение контейнеров с припиской к России является одной из важнейших задач на ближайшее время. «Если здесь будет ещё и поддержка государства по снижению ставки ЦБ или снижению ставки для логистических компаний по приобретению конкретного оборудования, мы достаточно быстро сможем насытить российский парк, и это позволит стабилизировать ситуацию на рынке», – добавляет он.
Следующим шагом, по мнению операторов, должно стать увеличение с 90 до 180 дней срока временного пользования иностранными контейнерами в РФ. Оно дополнит норму о многократном использовании зарубежных контейнеров, уже принятую в России.
Отметим, что на заседании 15 апреля ЕЭК также одобрила увеличение до двух лет срока временного ввоза контейнеров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Это касается арендованных иностранных контейнеров, помещённых под таможенную процедуру временного ввоза с 1 марта 2021 года по 28 февраля 2022 года включительно.
«В рамках таможенной процедуры временного допуска такие контейнеры ввозятся на территорию ЕАЭС как товар, потом на них подаётся декларация, и эти контейнеры могут свободно использоваться. При этом лицо, которое их ввезло, платит ежемесячные таможенные платежи. От уплаты этих платежей в течение двух лет 15 апреля и освободила Евразийская экономическая комиссия», – говорит Сергей Авсейков.
Мария Абдримова
Гудок