ЕСП в СМИ

Рекордный транзит

Фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Транзитные контейнерные перевозки по сети ОАО «РЖД» в марте выросли на 55% к уровню прошлого года. Наибольший рост – на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года – зафиксирован по направлению Китай – Европа – Китай. По мнению операторов, в ближайшие месяцы объёмы транзита будут увеличиваться, в том числе из-за коллапса на Суэцком канале.

Как сообщил вчера на оперативном совещании заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД» Алексей Шило, в марте достигнут рекордный показатель по транзитным перевозкам – более 90 тыс. тонн в сутки.

Более чем в полтора раза к уровню прошлого года увеличился транзит контейнеров.
«Транзитные перевозки растут по всем номенклатурным группам, за исключением зерна из Казахстана – у них был неурожай в 2020 году», – рассказал Алексей Шило.

По данным ЦФТО, значительно выросли объёмы транзитных контейнерных перевозок по Новому шёлковому пути: рост в марте составил более 70%. Причём, как уточнил Алексей Шило, увеличился транзит не только через территорию Казахстана, но и через Монголию в шесть раз. Также отмечен двукратный рост транзита к уровню прошлого года по направлению Китай – Беларусь – Китай.

На горизонте двух-трёх месяцев транзитные перевозки, по прогнозам ЦФТО, могут ещё подрасти из-за ситуации, сложившейся на Суэцком канале. Напомним, что 23 марта движение там было заблокировано севшим на мель контейнеровозом, который следовал из Китая в Роттердам. «Обездвиженными» оказались более 450 судов. Только вчера утром канал удалось разблокировать, навигация возобновилась около 21.00 мск., однако последствия этого инцидента ещё будут сказываться. Следствием этого, в частности, станет рост арендной ставки на фрахт судов. По данным аналитиков, стоимость аренды судов по маршруту Ближний Восток – Азия и обратно за последнюю неделю уже выросла на 47%.

В ОАО «РЖД» считают, что такая ситуация будет способствовать переориентации части грузовых потоков на железную дорогу. При этом эффект будет отложенным – не ранее середины апреля. «Мы видим сегодня рост количества заявок, но по факту эти перевозки начнутся только в середине апреля – в мае. Соответственно, к ним необходимо будет готовиться. Число спотовых заявок на перевозку из Китая в Москву и Санкт-Петербург по железной дороге увеличилось на 10%», – рассказал на оперативном совещании Алексей Шило.

Железнодорожные операторы также прогнозируют дальнейший рост спроса на грузоперевозки по маршруту Китай – Европа – Китай. По мнению опрошенных «Гудком» экспертов, коллапс на Суэцком канале станет дополнительным аргументом в пользу транзита по железной дороге.

«Ситуация с контейнеровозом Ever Given продемонстрировала, что у морских перевозок высок уровень ненадёжности. Поэтому китайские компании всё чаще обращают внимание на железную дорогу, поскольку основные преимущества, такие как скорость, цена и надёжность, в сложившейся ситуации именно у железнодорожных перевозок», – считает руководитель пресс-службы компании «РЖД Логистика» Евгения Фисенко.

По словам исполнительного директора Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергея Авсейкова, Китай, видя существующие проблемы и риски, старается сбалансировать потоки и минимизировать свои риски по перевозке, поэтому заинтересован в развитии альтернатив. «Ситуация на Суэцком канале уже сказалась на росте спроса на транзит через Россию, но надо оценивать её как форс-мажор и просто дополнительный аргумент для участников в развитии сухопутных маршрутов», – считает он.

Как полагают операторы, главный фактор, который будет способствовать дальнейшему росту транзитных железнодорожных перевозок, – их стабильность. Как отметил заместитель директора Департамента по работе с клиентами – руководитель направления «Клиентский сервис» ОТЛК ЕРА Сергей Зверков, железнодорожные перевозки за счёт своей гибкости оказались наименее восприимчивы к ограничениям, показав надёжность в самые трудные периоды. При этом по скорости доставки они являются полноценной альтернативой другим видам транспорта.

«Средняя скорость доставки контейнеров на основных направлениях составляет в среднем 1000–1100 км в сутки с учётом прохождения всех границ по колее 1520 мм. Это гораздо выше, чем у морского транспорта, выше, чем у автотранспорта, и сопоставимо с авиацией – с учётом первой и последней мили, всех операций по обработке контейнеров на терминалах. Общее транзитное время следования контейнерного поезда из Китая в Европу составляет порядка 12–14 суток», – подчёркивает Сергей Зверков.

Объёмы перевозок в сервисах ОТЛК ЕРА, следующих по маршруту Китай – Европа – Китай в составе ускоренных контейнерных поездов транзитом по территориям Казахстана, России и Белоруссии, демонстрируют кратный рост с апреля прошлого года. Для минимизации нагрузок на приграничную инфраструктуру на фоне роста компания диверсифицировала маршруты – были задействованы дополнительно к традиционным новые пограничные переходы Мамоново/Бранево, портовые станции Калининградской железной дороги, Горынь/Удрицк.

Операторы отмечают, что в целом готовы к увеличению объёмов транзитных перевозок. Однако, по мнению Сергея Авсейкова, для сохранения роста транзита контейнеров через Россию по направлению Восток – Запад нужно выполнить несколько условий: обеспечить прогнозируемый тариф, стабильный «зелёный» коридор для контейнерных поездов по Восточному полигону, отлаженные операции по пропуску поездов через границы.

Алексей Шило, подводя предварительные итоги первого месяца транзита белорусских нефтепродуктов, отметил: при плановом показателе в 216 тыс. тонн компания уже перевезла 182 тыс. тонн нефтепродуктов. «28 марта начали первые перевозки вакуумного газойля со станции Новополоцк до станции Лужская (Октябрьская дорога). Это новая перевозка. Все графики отработаны. Обеспечение порожними цистернами запланировано. Качественные параметры оборота цистерн существенно выше нормы. Предварительная заявка на апрель – 218 тыс. тонн», – отметил Алексей Шило.

Мария Абдримова

Гудок