Новости

Тарифы на контейнерный импорт потребительских товаров, на отправки продуктов и стройгрузов по РФ расти не должны - ЕСП

· Объединение также выступает за уменьшение тарифной нагрузки на импорт в целом для сохранения баланса парка порожних контейнеров, гарантирующего перевозки экспортных грузов
· Ставки предоставления фитинговых платформ имеют тенденцию к снижению, сейчас находятся на уровне 1,8 тыс. руб. / сутки


Решение не повышать тарифы на импортные перевозки потребительских товаров, а также отправки продуктов питания и строительных грузов по России должно распространяться и на контейнерные перевозки, считают в Евразийском Союзе участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП).

Позицию объединения в ходе делового семинара "Тарифообразование на ж/д транспорте в новых условиях: тарифы РЖД и ставки операторов" (организован "РЖД-Партнером") озвучила заместитель исполнительного директора ЕСП Татьяна Максимова.

Исключения по отдельным группам номенклатур грузов предполагались в рамках ожидаемой в мае дополнительной индексации железнодорожных тарифов (ориентировочно на 7,6%). "Что касается контейнерных перевозок, ситуация получилась интересная. Все те номенклатуры, которые были исключены по другим видам отправок, не были исключены для контейнеров. Потому что тариф специфический, он считается на контейнер и не зависит от грузов, которые в этом контейнере перевозятся", - отметила замглавы ЕСП.

"Мы считаем, что такой подход несправедлив. Если будет принято решение о доиндексации, эту несправедливость нужно устранять, потому что все виды грузовых перевозок должны быть в одинаковых тарифных условиях", - подчеркнула она.

Объединение предлагает два варианта решения вопроса. Первый - освободить от дополнительной индексации номенклатуры-исключения.

"РЖД в предварительных обсуждениях заверили, что могут это сделать, но у меня нет уверенности. Это очень трудоемко. Например, в 2021 году было перевезено 2900 номенклатур разных грузов в контейнерах 3400 грузоотправителей, причем в одном контейнере может идти несколько наименований грузов разных собственников", - сказала Татьяна Максимова. В этом случае, по ее словам, необходимо будет сверять данные по транспортным накладным. "Кроме того, могут создаться неравные тарифные условия для грузов, перевозящихся в одном контейнере", - добавила замглавы ЕСП.

"Поэтому, с нашей точки зрения, - это путь сложный для реализации. К тому же он потребует пересмотра тарифных инструментов, используемых РЖД", - сказала Татьяна Максимова.

Евразийский Союз участников железнодорожных грузовых перевозок предлагает более простое решение - рассчитать усредненный понижающий коэффициент (соответствующий доле грузов-исключений в объеме отправок), на который скорректировать индекс дополнительной индексации в отношении всех импортных и внутрироссийских контейнерных перевозок. Такой подход сопоставим по экономическому эффекту, позволяет учесть специфику перевозки грузов в контейнерах, не требует изменений методологии, прост в применении.

"Не знаю, будут ли наши предложения приняты и в каком виде, но ЕСП будет настаивать на решении этой проблемы", - подчеркнула замглавы объединения.

Татьяна Максимова напомнила, что тарифные инициативы Федеральной антимонопольной службы России предполагали ежеквартальную корректировку тарифов в зависимости от изменения индекса потребительских цен, а также дополнительную индексацию ставок на экспортные перевозки в привязке к курсу иностранных валют.

Судя по информации в СМИ, в части учета валютного курса вопрос исключен из актуальной повестки, хотя по ежеквартальному повышению ставок и, как вариант, ежегодной дополнительной индексации консультации идут, отметила представитель объединения. С учетом того, что "РЖД получают 250 млрд рублей докапитализации из ФНБ, еще 82 млрд обещает дать ВЭБ на докапитализацию, и в Правительстве РФ обсуждается субсидирование текущих расходов компании", размер индексации, возможно, будет щадящим, полагает она.

В ходе выступления Татьяна Максимова также затронула тему потенциального дефицита порожних контейнеров в стране. Причин несколько. Во-первых, из РФ уходят крупнейшие морские линии (один только Maersk "уводит" порядка 50 тыс. своих контейнеров). Во-вторых, в связи с сокращением поставок импорта из «недружественных» стран и падением спроса из-за подорожания импортных товаров внутри Российской Федерации наблюдается тенденция к сокращению перевозок импортных грузов в контейнерах.

"По нашей статистике на один импортный контейнер уже сейчас приходится восемь экспортных. То есть, нам просто не в чем будет перевозить экспортные грузы. Дисбаланс уже налицо сейчас. По экспертным оценкам, самым пессимистичным, дефицит может достичь к лету текущего года 200 тыс. контейнеров", - подчеркнула замглавы ЕСП.

"Конечно, это нужно как-то нивелировать, и одним из способов является тарифный метод. Нужно предусмотреть какое-то понижение тарифа на импортные перевозки с одновременным поднятием ставок по экспорту. Думаю, здесь может быть задействован и механизм «тарифного коридора», который есть в распоряжении РЖД", - заявила она.

Кроме того, в ходе семинара Татьяна Максимова отметила, что ЕСП видит тренд на снижение операторских ставок в контейнерном сегменте, при том, что они уже существенно ниже, чем по другим видам подвижного состава, - в районе 1,8 тыс. руб. в сутки.

Причина - в произошедшем активном пополнении парка контейнерными операторами. "В прошлом году было куплено 22 тыс. фитинговых платформ, это беспрецедентная закупка, и рынок ими сейчас насыщен. Даже есть профицит. А с учетом того, что может произойти замедление роста контейнеризации и сокращения объемов перевозки грузов в контейнерах, этот профицит вряд ли в какой-то ближайшей перспективе исчезнет. Он будет сохраняться", - пояснила менеджер.