ОАО "РЖД" нашло способ увеличить отправку контейнеров с Дальнего Востока. По данным монополии, есть сложности с перевозками, в том числе транзитными, через Находку. Решить их предлагается путем установки контейнеров в полувагоны, выгрузившие в порту уголь. Впрочем, местные стивидоры не вполне готовы к переходу на такую технологию, а эксперты полагают, что выбор в пользу перевозки в полувагонах вместо фитинговых платформ стоит делать только в том случае, если этого хотят все участники процесса.
ОАО "РЖД" отмечает сложности с вывозом контейнеров, в том числе следующих из Кореи в Узбекистан и Казахстан через порт Восточный в Находке, по Дальневосточной железной дороге (ДВЖД). "Учитывая, что с ДВЖД регулярно отправляются составы порожних вагонов после выгрузки угля, в качестве решения предложено рассмотреть возможность использования полувагонов для вывоза контейнеров",– сообщается в письме монополии в Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) от 11 августа (есть у "Ъ"). Монополия предлагает проработать с операторами вопрос предоставления подвижного состава для перевозки контейнеров с ДВЖД, следует из письма.
Перевозка контейнеров в полувагонах разрешена Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении. На сети ОАО РЖД для российских грузоотправителей ее запретили в 2014 году, но для импортных и транзитных перевозок зарубежных грузоотправителей она была возможна – при отправке контейнера в полувагоне с территории другой страны. Вокруг возобновления внутренних перевозок контейнеров в полувагонах возникла оживленная дискуссия, где за нее выступали крупные грузоотправители, часть операторов и ОАО РЖД, против – стивидоры и профильные контейнерные операторы (см. "Ъ" от 26 июня, 6, 13 и 14 июля 2020 года). В июле 2021 года тестовые отправки контейнеров в полувагонах начались с НЛМК, а в августе 2021 года ОАО РЖД разрешило в тестовом режиме такие перевозки из порта Первомайский во Владивостоке по Дальневосточной железной дороге.
В ОАО РЖД "Ъ" пояснили, что данный вид перевозки не рассматривается в качестве основного. "Это может быть дополнительной возможностью в случае дефицита специализированного подвижного состава, а также при наличии ограничений пропускной способности инфраструктуры",– говорят в монополии. Там напоминают, что технические условия для перевозки контейнеров в полувагонах действуют с сентября 2021 года, "при этом широкого распространения данный вид перевозки не получил, несмотря на опасения со стороны представителей операторского сообщества".
В Global Ports (группе принадлежит Восточная стивидорная компания, ВСК, переваливающая контейнеры в Находке) "Ъ" сообщили, что ВСК не осуществляет погрузку контейнеров в полувагоны. "Полувагоны, в отличие от специализированных железнодорожных платформ, не приспособлены для перевозки контейнеров,– сообщили в компании.– Использование полувагонов для транспортировки контейнеров является более дорогой, менее эффективной по скорости технологией, представляет больший риск повреждения грузов. Считаем данную меру неэффективной". В Global Ports добавили, что в условиях повышенной нагрузки на порты Дальнего Востока она может привести к обратному эффекту – замедлению работы станции Находка-Восточная ДВЖД.
В СОЖТ оперативных комментариев не дали. В Евразийском Союзе участников железнодорожных грузовых перевозок сообщили, что в связи с поступившим запросом от ОАО РЖД организован сбор мнений компаний-участников, консолидированная позиция будет направлена российской монополии.
Источник "Ъ" на рынке обращает внимание, что в случае с Узбекистаном следует учитывать, что значительная часть грузов, отправляемых через порт Восточный в контейнерах в Узбекистан,– это машинокомплекты и другие грузы, которые идут на автомобильные заводы в стране. "Это дорогой товар, при перевозке в полувагонах возникает дополнительный риск повреждения,– говорит он.– Грузовладельцы не будут заинтересованы в этом".
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что контейнерные поезда и маршрутные перевозки угля наиболее сильно зависят от технологии и ОАО РЖД удается за счет обезличивания парка полувагонов и твердых ниток графика обеспечить высокую эффективность и скорость движения. Применять технологию перевозок контейнеров в полувагонах целесообразно только в том случае, когда этого хочет грузоотправитель, которому придется идти на дополнительный риск повреждения груза, оператор, использующий специальные крепления для контейнеров, и порт, который имеет необходимые возможности для погрузки контейнеров в полувагон.
Наталья Скорлыгина
Коммерсантъ
В других СМИ:
- РЖД предложили вывозить контейнеры с Дальнего Востока в полувагонах из-под угля - Forbes
- В РЖД предложили перевозить контейнеры в пустых вагонах из-под угля - EastRussia
- Контейнер можно запихнуть в полувагон, но идея так себе - Logirus