ПАО «ТрансКонтейнер» (входит в ГК «Дело») в долгосрочной перспективе прогнозирует продолжение роста контейнерных перевозок в России более чем на 4% в среднем в год, заявил первый вице-президент компании Валерий Веремеев, выступая на XVII Международном форуме и выставке «Транспорт России».
«Текущий год для нашего сегмента очень позитивный. Рост будет порядка 14%, и объем рынка с участием железнодорожного транспорта составит 7,4 млн ДФЭ. Оценки начала 2023 года были гораздо скромнее – около 5%. То есть динамика обогнала самые оптимистичные ожидания. За последние 10 лет, с 2014 года, объем транспортировки грузов в контейнерах вырос в 2,3 раза – начинали с 3,2 млн ДФЭ – это 10%-ный среднегодовой темп роста. Несмотря на турбулентность, контейнеризация показывает успех для нашего сегмента. Этот рост будет продолжаться. В перспективе, если взять скромные оценки роста в 4-4,5%, то мы в 2035 году можем достичь 12 млн ДФЭ», – сказал он. По словам Валерия Веремеева, в среднесрочной перспективе сохранится потенциал для увеличения импорта, но стратегически экспортные перевозки будут гораздо важнее для российских грузоотправителей, что стимулирует их рост. Вместе с тем, увеличение спроса потребует от компании и соразмерного расширения терминальной инфраструктуры и ее подстройки под новую архитектуру логистики, которую сформировали вызовы последних лет. «В ближайшие 3 года мы собираемся увеличить свои терминальные активы почти на 50%, до 3,5 млн ДФЭ», – сообщил первый вице-президент «ТрансКонтейнера». В частности, в связи с усилением восточного вектора во внешней торговле компания прорабатывает варианты развития перевалочных мощностей в Приморье. По результатам оценки рыночного потенциала были сформированы два проекта по строительству в регионе тыловых терминалов – на станции Угловая (г. Артем) и в Находке. Одновременно для снижения эффектов от сформировавшегося дисбаланса импорта и экспорта в восточной части страны в период до 2026 года «ТрансКонтейнер» предполагает реконструировать свои ключевые терминалы в Сибири – на станциях Клещиха (Новосибирск), Базаиха (Красноярск) и Батарейная (Иркутск). На Урале ввиду ограниченности возможностей по расширению терминала на станции Екатеринбург-Товарный компания планирует строительство новой площадки в районе станции Седельниково. Кроме того, проведены переговоры c собственниками полувагонов по определению оптимальной локации для размещения терминала для обработки контейнерного потока в полувагонах. По их итогам в «ТрансКонтейнере» прорабатывается проект строительства новой площадки в г. Юрга Кемеровской области. Предполагается, что она станет основным хабом по перегрузке контейнеров из полувагонов, следующих с импортом с Дальнего Востока, на фитинговые платформы для дальнейшей транспортировки вглубь страны. Еще одна важная тенденция – рост значимости Московского транспортного узла. Если в середине 2010-х годов на МТУ (без учета транзита) приходилось лишь 20% общей переработки контейнерных терминалов в РФ, то к настоящему времени эта доля выросла до 30%. «ТрансКонтейнер» планирует реализовать проекты по строительству двух терминалов в южной части Подмосковья – в рамках ТЛЦ Усады и в окрестностях Чехова. Наряду с развитием терминальных активов в перспективе, по словам Валерия Веремеева, потребуется более активное развитие перевозок по маршрутам, альтернативным перегруженному восточному направлению. Речь, во-первых, идет о восстановлении сервисов в сообщении с Китаем через Северо-Запад РФ и deep sea. Морские ставки становятся более привлекательными, серьезно снизившись с начала 2023 года, и объемы транспортировки на этом направлении в 2024 году могут вырасти на 30%.
Еще один перспективный маршрут – международный транспортный коридор «Север-Юг», причем темпы его развития, вероятно, не будут ограничиваться прогнозными 15 млн тонн в год до 2030 г.: потребности рынка выше. Также «ТрансКонтейнер» оценивает перспективы Северного морского пути: по мере развития сервиса его использование можно будет предложить клиентам. Развитие терминальной инфраструктуры и альтернативных маршрутов перевозок позволит компании максимально полно и качественно удовлетворять потребности отечественной экономики в логистических услугах, уверен Валерий Веремеев.
«Текущий год для нашего сегмента очень позитивный. Рост будет порядка 14%, и объем рынка с участием железнодорожного транспорта составит 7,4 млн ДФЭ. Оценки начала 2023 года были гораздо скромнее – около 5%. То есть динамика обогнала самые оптимистичные ожидания. За последние 10 лет, с 2014 года, объем транспортировки грузов в контейнерах вырос в 2,3 раза – начинали с 3,2 млн ДФЭ – это 10%-ный среднегодовой темп роста. Несмотря на турбулентность, контейнеризация показывает успех для нашего сегмента. Этот рост будет продолжаться. В перспективе, если взять скромные оценки роста в 4-4,5%, то мы в 2035 году можем достичь 12 млн ДФЭ», – сказал он. По словам Валерия Веремеева, в среднесрочной перспективе сохранится потенциал для увеличения импорта, но стратегически экспортные перевозки будут гораздо важнее для российских грузоотправителей, что стимулирует их рост. Вместе с тем, увеличение спроса потребует от компании и соразмерного расширения терминальной инфраструктуры и ее подстройки под новую архитектуру логистики, которую сформировали вызовы последних лет. «В ближайшие 3 года мы собираемся увеличить свои терминальные активы почти на 50%, до 3,5 млн ДФЭ», – сообщил первый вице-президент «ТрансКонтейнера». В частности, в связи с усилением восточного вектора во внешней торговле компания прорабатывает варианты развития перевалочных мощностей в Приморье. По результатам оценки рыночного потенциала были сформированы два проекта по строительству в регионе тыловых терминалов – на станции Угловая (г. Артем) и в Находке. Одновременно для снижения эффектов от сформировавшегося дисбаланса импорта и экспорта в восточной части страны в период до 2026 года «ТрансКонтейнер» предполагает реконструировать свои ключевые терминалы в Сибири – на станциях Клещиха (Новосибирск), Базаиха (Красноярск) и Батарейная (Иркутск). На Урале ввиду ограниченности возможностей по расширению терминала на станции Екатеринбург-Товарный компания планирует строительство новой площадки в районе станции Седельниково. Кроме того, проведены переговоры c собственниками полувагонов по определению оптимальной локации для размещения терминала для обработки контейнерного потока в полувагонах. По их итогам в «ТрансКонтейнере» прорабатывается проект строительства новой площадки в г. Юрга Кемеровской области. Предполагается, что она станет основным хабом по перегрузке контейнеров из полувагонов, следующих с импортом с Дальнего Востока, на фитинговые платформы для дальнейшей транспортировки вглубь страны. Еще одна важная тенденция – рост значимости Московского транспортного узла. Если в середине 2010-х годов на МТУ (без учета транзита) приходилось лишь 20% общей переработки контейнерных терминалов в РФ, то к настоящему времени эта доля выросла до 30%. «ТрансКонтейнер» планирует реализовать проекты по строительству двух терминалов в южной части Подмосковья – в рамках ТЛЦ Усады и в окрестностях Чехова. Наряду с развитием терминальных активов в перспективе, по словам Валерия Веремеева, потребуется более активное развитие перевозок по маршрутам, альтернативным перегруженному восточному направлению. Речь, во-первых, идет о восстановлении сервисов в сообщении с Китаем через Северо-Запад РФ и deep sea. Морские ставки становятся более привлекательными, серьезно снизившись с начала 2023 года, и объемы транспортировки на этом направлении в 2024 году могут вырасти на 30%.
Еще один перспективный маршрут – международный транспортный коридор «Север-Юг», причем темпы его развития, вероятно, не будут ограничиваться прогнозными 15 млн тонн в год до 2030 г.: потребности рынка выше. Также «ТрансКонтейнер» оценивает перспективы Северного морского пути: по мере развития сервиса его использование можно будет предложить клиентам. Развитие терминальной инфраструктуры и альтернативных маршрутов перевозок позволит компании максимально полно и качественно удовлетворять потребности отечественной экономики в логистических услугах, уверен Валерий Веремеев.