Новости

ЕСП предложил как минимум до осени отложить дополнительную индексацию грузовых железнодорожных тарифов

Фото: WordPress 


Дополнительное повышение грузовых железнодорожных тарифов в 2022 году, в том числе - на контейнерные перевозки, чревато серьезным ростом промышленной инфляции, поэтому с индексацией следует повременить, считает заместитель исполнительного директора Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Татьяна Максимова.


«Мы уже направили в правительство предложение соблюсти мораторий. Предлагаем полгода не вводить никаких новых тарифных решений, ничего пока не доиндексировать, чтобы посмотреть общую картину - куда мы выйдем хотя бы по окончанию II квартала», - заявила она в ходе делового семинара «Последствия введенных санкций для российской логистики: оценки, риски, прогнозы» 24 марта.

По мнению ЕСП, тарифные предложения Федеральной антимонопольной службы России, направленные на этой неделе в кабинет министров, имеют «достаточно революционный характер», поскольку пересматривают базовые принципы индексации.

Решения правительства, принятые в 2017 году, предполагают, что в период до 2025 года ставки повышаются один раз в год по принципу «инфляция минус» (на величину среднего роста потребительских цен за 4 года - два предшествующих и два последующих, уменьшенного на 0,1 процентного пункта).

Регулятор же предлагает уже в самое ближайшее время ввести дополнительную ежеквартальную индексацию тарифов на все грузовые перевозки (кроме импорта и продовольственных товаров) на величину отклонения фактической инфляции от базового уровня в 5,8%, а на экспортные перевозки - еще и индексировать тарифы в зависимости от динамики валютных курсов с пересмотром раз в два месяца.

«По предварительным оценкам, если предложения принимаются, уже во II квартале общая дополнительная индексация на все перевозки будет порядка 8%, а суммарно на экспортные отгрузки, включая контейнерные, - это практически 25%», - сообщила замглавы объединения.

«При этом практически ежедневно вводятся новые санкции, и, с другой стороны, [российские власти] начали вводить контрсанкции», - добавила она, отметив, что в таких условиях вообще сложно прогнозировать уровень индексации по предлагаемым новым принципам и планировать хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность.

Говоря о воздействии инициатив антимонопольной службы непосредственно на контейнерные железнодорожные перевозки, замглавы ЕСП заявила, что дополнительное повышение тарифов затронет все направления перевозок, даже импорт, который формально под индексацию не попадет.

«Специфика в том, что практически все импортные контейнерные грузопотоки сначала идут на московский регион. Да, туда они доходят как импорт, дополнительная индексация не устанавливается. Но потом на транспортно-логистических центрах грузы растамаживаются, и уже идут во все направления страны как внутрироссийские перевозки. Получается, они тоже подпадут под ежеквартальную индексацию с учетом пересчета инфляции», - пояснила она.

«Об экспорте вообще говорить нечего: [повышение тарифов в размере] 25% только во II квартале совершенно прижмет экономику у всех экспортеров», - добавила Татьяна Максимова.

«По транзиту рано что-то прогнозировать. Тем более, что складывается тренд на понижение фрахтовых ставок, которые были очень высокими в 2020-2021 годах, из-за чего хорошо прирастал транзит по российским железным дорогам. Сейчас, если фрахт будет падать [в стоимости], - а он падает, как мы видим - это дополнительный «внешний» минус для нашего транзита», - сказала замглавы ЕСП.

По словам Татьяны Максимовой, тарифный вопрос будет рассмотрен на правительственной комиссии по транспорту 1 апреля, и к этому времени объединение надеется получить более развернутую информацию о логике предлагаемых решений. «Просто мы пока не видим совершенно никакой аргументации, почему вообще были сделаны такие предложения в проектах ФАС России. Нет никаких пояснений, нет никакой статистики - почему именно такие формулы предложены, почему они считают, что это не приведет к ухудшению ситуации», - пояснила она.

«Пока предложение [ФАС] мне кажется преждевременным. (…) Конечно, существенное повышение тарифов ОАО «РЖД» приведет к тому, что все смежные отрасли поднимут свои цены, и промышленная инфляция раскрутится. Поэтому нужно очень аккуратно подходить, с моей точки зрения, к таким решениям, очень взвешенно», - сказала Татьяна Максимова.