Новости ЕСП

Рост перевозок по государственным поручениям и соглашениям создает риски для развития контейнерного сегмента

Объем грузов, которые в рамках государственных поручений и соглашений должны транспортироваться по железной дороге до отправок контейнеров, увеличивается гораздо быстрее, чем инфраструктурные возможности: это чревато замедлением роста контейнерного рынка, а, возможно, и его просадкой по отдельным направлениям, считает исполнительный директор Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Авсейков.


"Мы это видим прекрасно: наблюдается дефицит инфраструктуры и затрудненное движение. Правила недискриминационного доступа приоретизируют различные группы грузов. Впереди у нас [едут] уголь и отдельные социально важные грузы в рамках отдельных поручений [властей]. Контейнеры среди многих прочих грузов - на четвертом месте", - отметил глава ЕСП в ходе делового семинара "Грузовая панорама. Контейнерные перевозки".

Кроме того, он напомнил, что в настоящее время рассматриваются новые правила подачи заявок, предложенные Федеральной антимонопольной службой России. "В этом документе мы видим существенные риски для контейнерного рынка, потому что повышается волатильность согласованных объемов в коротких периодах", - сказал руководитель объединения.

Такая волатильность нежелательна для отрасли по экономическим соображениям. "С учетом того, что помимо вагонов нужно строить терминалы - а они недешевые, окупаются совсем с другими сроками - любые инвесторы хотят прогнозируемой стабильности. Чаще всего - по дефицитным направлениям, в первую очередь - по восточному", - подчеркнул Сергей Авсейков.

По мнению главы ЕСП, одна из важнейших государственных задач - определение прямых и непрямых долгосрочных экономических эффектов от различных сегментов перевозки, включая контейнеры и перевозимые в них грузов с высокой добавленной стоимостью. "Государство, в том числе как регулятор экономики, должно само себе ответить - какие грузы нужны, в каких объемах в средне- и долгосрочной перспективе", - сказал он.

Контейнеры - тот сегмент, который будет стабилен именно в долгосрочном периоде, окупая затраты на инфраструктуру, поэтому эта сфера нуждается во внимании "сверху", уверены в ЕСП. "Я наблюдаю попытки и регуляторов, и РЖД подойти к этому вопросу. ЕСП рассматривают существующие механизмы, если будут появляться новые, мы встроимся в них", - сказал Сергей Авсейков.

По его словам, диалог отраслевого сообщества с государством возможен по нескольким направлениям. "Если говорить о действующей нормативной базе, хотелось бы более понятного и прозрачного механизма закрепления контейнеров в ней", - отметил руководитель объединения.

Те же новые правила подачи заявок, например, уже обсуждались в рамках ЕСП с ФАС. "Мы пришли к мнению, что контейнеры, возможно, нужно рассматривать на каких-то отдельных принципах. Сейчас продолжаем об этом думать и формулировать предложения", - напомнил Сергей Авсейков.

Также необходимо иметь нормативно закрепленные цифры целевых ориентиров, добавил глава ЕСП. "По большому счету, если проанализировать различные поручения, мы видим только одну цифру по контейнерам - это рост транзита в 4 раза. Все остальное носит характер намерений и деклараций", - заметил в этой связи руководитель объединения.

По его мнению, для развития контейнерного рынка в рамках существующей транспортной стратегии нужна межотраслевая подстратегия: в ней должны быть прописаны финансовые и нефинансовые меры по поддержке строительства контейнеров, опорных центров, "расшивке" "узких мест", развитию пограничных переходов, возможно, намечен пересмотр отдельных "регламентирующих опций".

В частности, говоря о возможности строительства контейнеров в РФ, Сергей Авсейков отметил, что такие задачи уже определены в рабочих материалах ЕСП и РЖД. "Мы провели опрос, примерно понимаем спрос, который возможен на российском рынке - это порядка 25 тыс. контейнеров в год. Сейчас пытаемся выстроить механизм и предложения по финансовым и нефинансовым мерам поддержки государства, которые могли бы быть применимы и нужны", - сказал руководитель объединения.

"Также сейчас активно обсуждаются такие механизмы, как ship-or-pay или другие форматы прогнозируемого закрепления инфраструктуры за теми или иными перевозками. Мы на них тоже смотрим, но пока со стороны", - добавил глава Евразийского союза перевозчиков. Кроме того, он допустил, что ЕСП будет лоббировать программы по субсидированию контейнерных перевозок, а также напомнил про возможности получения скидок в рамках "тарифного коридора".

"Я уверен, что контейнеры - это будущее транспортно-логистического рынка России. Когда это понимание будет обличено в цифры государственного масштаба, руководство страны сделает соответствующие выводы о месте и о роли контейнерного рынка в экономике России. Мы ожидаем закрепления теми или иными документами приоритетов для контейнерного сегмента", - заключил Сергей Авсейков.