ЕСП в СМИ

Выжить в контейнерном шторме

2022-03-30 14:00
Фото: РЖД-Партнер

ОАО "РЖД" озвучило планы по наращиванию в ближайшие 5 лет объемов транзита контейнеров в 4 раза – до 4 млн TEU в 2027 году. Такая динамика будет обусловлена повышенным спросом на сервис, перетоком грузовой базы с других типов подвижного состава и ростом объемов торговли между ЕС и КНР. Но новые возможности часто сталкиваются с новыми проблемами.

Динамичный процент

За последние 5 лет объемы перево зок контейнеров удвоились. А по итогам прошлого года по сети РЖД во всех видах сообщения было перевезено 6 млн 502,5 тыс. груженых и порожних контейнеров TEU, что на 12,1% больше, чем за 2020-й. Во внутреннем сообщении было перевезено 2,4 млн TEU (+6,4%), в экспортном – 1,5 млн TEU (+7,8%), в импортном – 1,3 млн TEU (+13,6%), в транзитном – 1,076 млн TEU (+34,4%).

Такая тенденция была вызвана целым рядом факторов – изменением потребительских и производственных циклов, увеличением импортных и экспортных перевозок в контейнерах, изменением сроков доставки, превышением спроса над предложением, ростом числа маршрутов перевозок и количества перевозчиков, снижением ажиотажного спроса на порожнее контейнерное оборудование и т. д. В пандемию произошла трансформация налаженных цепочек поставок. Логистика изменилась, и именно контейнерные перевозки оперативно и успешно встроились в новый порядок.

На развитие контейнерного рынка нацелены и РЖД, и операторы, и грузовладельцы. Открываются новые сервисы, маршруты, контейнерные терминалы, тестируются перевозки новых видов грузов. Так, например, Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) планирует лоббировать субсидирование перевозок контейнеров.

Кроме того, по словам исполнительного директора ЕСП Сергея Авсейкова, возможен диалог о предоставлении льгот в рамках тарифного коридора. "РЖД идут навстречу контейнерщикам и дают скидки, иногда они доходят до 50%. Причем речь идет не только о крупнотоннажных универсальных контейнерах, но и о рефрижераторах в частности", – подчеркивает он. Также поддержка государства возможна в вопросах производства контейнеров в России. Он сообщил, что спрос, по подсчетам объединения, сейчас составляет около 25 тыс. ед.

Сервис тянется за инфраструктурой

Несмотря на масштабное развитие и поддержку рынка, одна из его главных проблем – это по-прежнему недостаточная пропускная способность инфраструктуры, что особенно остро стало видно на фоне недавних коллапсов на сети, возникших еще до новых санкций в отношении России в связи с военной операцией на Украине.

Сдерживающий фактор роста объемов перевозок – это по-прежнему серьезный дефицит провозных способностей и перегрузочных мощностей на колее 1520. Без решения этой проблемы сложна дальнейшая интеграция экономики России в международную торговлю.
По мнению начальника коммерческой службы центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО "РЖД" Артема Шепеляева, помимо объективных факторов, влияющих на ситуацию, существует еще субъективный фактор правильного планирования перевозки.

Перевозчики испытывают инфраструктурный голод не только на железнодорожной сети, но и на море, говорит заместитель директора по развитию бизнеса "ФЕСКО Интегрированный транспорт" (входит в группу FESCO) Максим Буханов. Топливо для морского флота растет в цене, при этом скорость движения морских судов снижается. Рынок остро чувствует дефицит судовой вместимости. Из-за этого страдает клиентский сервис.

Снижение качества услуг, обострившееся на фоне роста объемов контейнерных перевозок, стало одним из главных следствий проблем на инфраструктуре. Как отмечает коммерческий директор "Джем Модерн Логистик" Андрей Миронов, в последнее время на сети РЖД оборачиваемость контейнеров снижается, но стоимость услуг увеличивается. А порожний пробег контейнеров, напротив, вырос. Входящий поток меньше исходящего, и, как следствие, контейнеры и полувагоны используются как склады временного хранения. Потому что обычные склады переполнены грузами. И этот товарооборот не успевает замкнуться. Операции в портах и на терминалах замедляются.

Автоматизировать, упорядочить и согласовать

По мнению участников рынка, увеличить пропускную способность инфраструктуры можно организационными методами, в том числе выстраиванием взаимоотношений с Китаем. М. Буханов в числе мер для преодоления кризисов на сети называет планы операторов по увеличению инвестиций в инфраструктуру. Однако сроки окупаемости за последний год значительно увеличились, равно как и затраты на содержание подвижного состава.

Также, по мнению начальника отдела продаж с участием стран АТР по сухопутным переходам ПАО "ТрансКонтейнер" Никиты Жукова, Китай должен согласовывать сквозное расписание контейнерных поездов по твердым ниткам графика. "Причем необходимо прописать порядок, в соответствии с которым китайская сторона уведомляет российских перевозчиков об отмененных или перенесенных контейнерных поездах", – говорит он.

По его мнению, для развития и наращивания объемов контейнерных перевозок как в транзитном, так и в экспортном направлении необходимо четко определить требования Китая к российским грузоотправителям по дезинфекции грузов. Кроме того, обе стороны должны постоянно совершенствовать систему таможенного оформления грузов. Развитию транзитных железнодорожных перевозок может способствовать также автоматизация приема заявок на перевозку.

В то же время, по словам Н. Жукова, острее, чем вопрос об инфраструктурном дефиците, стоит вопрос о несогласованности действий участников рынка. "Погрузка контейнеров на вагоны осуществляется таким образом, чтобы ускорить и даже упростить маневровую работу на станции назначения. Я имею в виду работу, связанную с отцепкой и прицепкой, а также с маневренными операциями. Но общей согласованной технологии на уровне РЖД нет", – признается он, добавляя, что порядок из-за не согласованной на уровне РЖД технологии постоянно нарушает владелец инфраструктуры. Он самостоятельно переформировывает вагоны в контейнерном поезде сообразно собственным требованиям. Изменение порядка вагонов контейнерного поезда, в свою очередь, значительно замедляет работу на железнодорожных погранпереходах.

Рынок требует новых ТЛЦ

Для борьбы со сложностями на китайских погранпереходах российские контейнерные операторы вкладываются в закупку нового парка (платформ), а РЖД активно развивают сеть терминалов с инфраструктурой для погрузочноразгрузочных работ, хранения и накопления контейнеров.

На сегодня, по данным А. Шепеляева, в стране работает в общей сложности 156 подобных терминалов, в том числе 60 терминалов с возможностью формирования контейнерных поездов. По итогам 2021 года было отправлено более 2 тыс. контейнерных поездов (+37% к 2020 г.).

Операторы уже не первый год настаивают: для дальнейшего удвоения рынка необходима инициация новых ТЛЦ (как публичных, так и контейнерной инфраструктуры промышленных предприятий). На сегодня, как рассказывает А. Шепеляев, завершены строительномонтажные работы второго этапа реконструкции ТЛЦ Забайкальск мощностью свыше 453 тыс. TEU в год с температурным складом (пропуск двух контейнерных поездов в сутки). Кроме того, продолжаются проектно-изыскательские работы по строительству контейнерного терминала на ст. Гродеково мощностью свыше 45 тыс. TEU в год.

Также в этом году на ст. Наушки начинаются строительно-монтажные работы, будет построен крытый склад с навесом, реконструирована контейнерная площадка под краны и обустроена площадка для досмотра контейнеров. Идет активное оборудование терминалов розетками для подключения рефконтейнеров. На сегодня их 13. Как отмечает А. Шепеляев, это перспективная и востребованная технология и на экспорт, и во внутреннем сообщении.

Платформы на передовой

На фоне новых экономических условий контейнеры, платформы и судаконтейнеровозы подорожали в разы, что привело к удорожанию ставок на логистические услуги. Крупные операторы прогнозируют профицит фитинговых платформ. По данным директора управления ж/д и недвижимости АО "Сбербанк Лизинг" Маргариты Кривчиковой, с 2013-го стоимость 80-футовой платформы увеличилась на 80%. С 2017 года формируется устойчивый тренд на наращивание парка фитинговых платформ, что приводит к резкому росту цен.

Среднее максимальное значение цены зафиксировано в 2019 году – 3,8 млн руб.
В текущих экономических и рыночных условиях 80-футовую фитинговую платформу дороже 3,6 млн руб. лучше не приобретать, советует она. По прогнозам "Сбербанк Лизинга", стоимость платформы в размере 3,6 млн руб. будет держаться в текущем году, а в 2023-м ожидается снижение до 3,4 млн руб.

"В ближайшие 5 лет кризисная ситуация на рынке контейнерных перевозок маловероятна. Перевозки в контейнерах сейчас развиваются более быстрыми темпами, чем прогнозировали эксперты. Наши аналитики прогнозируют на этот год стабильный рост в сегменте контейнерных перевозок на уровне 8%", – добавила она. Но на фоне дефицита инфраструктуры потребность в парке становится больше.

Металлические риски

Одна из главных номенклатур, отправляемых сегодня в контейнерах, – это металлы. За последние годы перевозка металлопродукции в контейнерах позволила производителям стального проката доставлять продукцию без повреждения упаковки, а это, в свою очередь, стало большим плюсом для РЖД и дало возможность российскому производителю на равных конкурировать с иностранными компаниями.

Но на фоне этого успеха ФАС заявила об унификации тарифа на перевозки грузов в контейнерах-платформах. По мнению металлургов, при реализации приказа ФАС есть риск, что, во-первых, часть грузов уйдет на полувагоны и текущая ситуация с перевозками на сети ухудшится – как со сроками доставки, так и вообще с исполнением заказов. Во-вторых, есть риск, что все перейдет в цену металлопродукции и ляжет на плечи покупателей.

Начальник управления транспорта ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат", председатель комиссии по транспорту ассоциации "Русская сталь" Михаил Щербинин приводит ряд законов и документов, подтверждающих, что сегодня перевозка в контейнерах типа 29Р9, тарифы на которую намерена унифицировать ФАС, соответствует всем международным нормам и требованиям.

По мнению генерального директора компании ООО "Лауде" Шамиля Баишева, приказ ФАС необоснованно меняет принцип Прейскуранта № 10-01. По его словам, ни РЖД, ни ФАС не дают пояснений, чем перевозка контейнера этого типа отличается от перевозки другого контейнера.

Так или иначе, пока на рынке идет активное обсуждение дальнейших действий в зависимости от решений чиновников, по прогнозам, динамика контейнерного рынка будет продолжать свой рост. По итогам года ожидается, что объемы перевозки превысят 7 млн TEU. Как изменился контейнерный рынок в новых реалиях, читайте в ближайшем номере журнала.

На сегодня конкурентоспособность инвестиций в терминальную контейнерную инфраструктуру проигрывает инвестициям в фитинговые платформы. На фоне новых экономических условий контейнеры, платформы и суда-контейнеровозы подорожали в разы, что привело к удорожанию ставок на логистические услуги. Крупные операторы прогнозируют профицит фитинговых платформ.

Несмотря на масштабное развитие и поддержку рынка, одна из его главных проблем – это по-прежнему недостаточная пропускная способность инфраструктуры, что особенно остро стало видно на фоне недавних коллапсов на сети, возникших еще до новых санкций в отношении России в связи с военной операцией на Украине

Наталья Гусаченко

Журнал "РЖД-Партнер"