Начавшаяся перестройка мирового транспортного рынка создает потенциал для массового производства контейнеров в России, в том числе - специализированных, считает исполнительный директор Евразийского Союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП) Сергей Авсейков.
Тема обсуждалась в ходе конференции "Контейнеры и контейнерные перевозки. Высокие стандарты доставки грузов", которая прошла 17-18 марта в Санкт-Петербурге (организатором выступил Российский Морской регистр судоходства).
"Мы проводили опросы наших участников. Спрос на российские контейнеры - порядка 25 тыс. в год. Порядка 5 тыс. из них - специализированные ", - отметил глава ЕСП. "С учетом больших расстояний, меньшего потребительского спроса в России по сравнению со странами Запада было четкое ощущение, что нужно строить специализированные контейнеры под массовые грузы – под зерно, уголь, удобрения. Этот тренд остался", - добавил он.
В то же время, по словам Сергея Авсейкова, образцов для массового производства в стране мало, их разработка не имеет промышленных масштабов. "Выверенных бизнес-моделей нет. Просто есть люди, которые, конвертируя свое время, за собственные средства строят абсолютно новые модели с помощью Морского регистра, который очень помогает с сертификацией, и пытаются предложить их бизнесу. Но, ожидая ответа, не получают гарантии того, что это будет воспринято", - заявил руководитель ЕСП.
По его словам, консультации, проведенные с Морским регистром, непосредственно с предприятиями, с представителями лизинговой отрасли показали, что в настоящее время, у большинства потенциальных производителей пока нет понимания, какие модели контейнеров нужно выпускать и в каких объемах. "Есть декларации как это делать по тем же субсидиям, производители готовы их получить, но вообще не готовы сказать, какие объемы и для кого изготавливать", - отметил Сергей Авсейков.
Он подчеркнул, что для государственной поддержки производства должен быть выстроен четкий модельный ряд контейнеров, оптимизированных под конкретные логистические задачи и операции. Это позволит создавать конкурентоспособные модели (как это делается в Китае, например).
Принципиальный вопрос для определения потенциальных объемов заказа - признаваемость новых российских моделей контейнеров за рубежом. "Очень важно на текущий момент, где мы наши контейнеры, произведенные в России, сможем эксплуатировать", - сказал руководитель ЕСП.
По мнению Сергея Авсейкова, для производства контейнеров в РФ "возникает время больших возможностей", и важно этими возможностями воспользоваться, тем более что власти и профильные государственные организации готовы оказывать поддержку.
"На всех уровнях понимают необходимость контейнерных перевозок. ОАО "РЖД", Морской регистр, Минтранс, правительство - все задают вопрос: чем вам помочь", - подчеркнул глава ЕСП. "Я призываю коммуницировать. Уверен, что сейчас можно сформировать тот рынок [по производству контейнеров], который будет максимально благоприятен для российских участников", - добавил он.