Правительство, как и предполагал “Ъ”, приостановило действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по загруженным БАМу и Транссибу. Это должно обеспечить пропуск большего количества высокодоходных грузов по этим магистралям, где сегодня преобладает уголь. Однако собеседники “Ъ” считают, что влияние отмены ПНД для переключения на восток экспорта, который сейчас не может идти на запад, будет прямо зависеть от того, как правительство организует очередность пропуска.
Правительство приостановило действие правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, по сути, упраздняя принцип общедоступности инфраструктуры и давая возможность вводить приоритет каких-либо перевозок над другими. Как следует из постановления правительства от 6 марта, приостановление закончится 1 июля.
ПНД определяет порядок пропуска грузов на участках с ограниченной пропускной способностью. В 2020 году в ПНД были внесены принципиальные правки, определяющие порядок работы на Восточном полигоне. В отличие от других направлений, на БАМе и Транссибе существует определенный порядок пропуска грузов, где первыми идут грузы для ликвидации ЧС, потом — перевозки по решениям президента РФ, потом осуществляются субсидируемые перевозки, далее — перевозки контейнеров, внутрироссийские перевозки, экспортные перевозки несырьевых грузов, сырьевых в специализированных вагонах, зерна и продовольствия.
Предпоследним идет экспорт сырья в универсальном подвижном составе, а далее — все остальные грузы. Решениями президента в приоритетном порядке пропускается экспортный уголь из Кузбасса в объеме 58 млн тонн в этом году, а также уголь из Бурятии и Хакасии (около 9 млн тонн каждая; см. “Ъ” от 3 марта 2020 года и от 11 января 2022 года). По расчетам ОАО РЖД, перевозки по поручениям президента в этом году займут 60% провозной способности БАМа и Транссиба (см. “Ъ” от 17 февраля).
С начала боевых действий на Украине отмена ПНД обсуждалась как способ высвободить провозные способности Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь. В частности, эта инициатива фигурировала в «Плане первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления» от 2 марта (см. “Ъ” от 4 марта). На повышении приоритетности перевозок контейнеров настаивали контейнерные операторы.
Источник “Ъ” в отрасли уверен, что цели по увеличению высокодоходных грузов отменой ПНД добиться не получится. Он указывает, что поручения президента никто не отменял — отменена лишь заложенная в ПНД методика распределения квоты региона между компаниями, это значит, что она опять будет распределяться вручную, как и до 2020 года, и право на проезд будет получать тот, кто «лучше попросит».
А без учета поручений высокодоходные грузы и так едут раньше угля, поэтому угольные регионы, не охваченные поручениями президента РФ, могут пострадать. Кроме того, по его словам, на данный момент пока не наблюдается массового системного предъявления дополнительных грузов на восток со стороны нефтяников или химиков, поскольку еще никто не понимает, сколько и куда должно ехать.
В условиях, когда ситуация в экономике очевидно выходит за рамки обычной, логика отмены ПНД понятна, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Теперь заметно усиливается роль ОАО РЖД при диспетчеризации движения, и в этой связи очень важно, какие нормативные документы предложит правительство в части приоритетного доступа на сеть. Очевидно, что основным вопросом станет переориентирование экспортных потоков на восток в условиях, когда ситуация на западных рынках сильно ухудшается, подчеркивает эксперт.
В условиях стихийной трансформации кооперационных связей, структуры грузопотока и хронического дефицита пропускных способностей на восток решение по отмене ПНД правильное, считает собеседник “Ъ” в отрасли.
Видится, что центром принятия решений о квотировании дефицитных мощностей должно стать Минэкономики, но никак не ОАО РЖД,— «слишком высок соблазн перепутать то, что важно государству, с тем, что важно монополии», говорит он.
Приостановка ПНД, безусловно, повлияет на всю железнодорожную логистику, полагает исполнительный директор ЕСП (объединяет контейнерных операторов) Сергей Авсейков. В изменившейся геополитической ситуации, отмечает он, конкуренция за дефицитный Восточный полигон еще больше усилится. «Однако в нынешних условиях повышается стратегическая потребность в стабильном и достаточном контейнерном импорте товаров первой необходимости и экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью, - говорит господин Авсейков. - Оцениваем решение правительства как логичное на текущий момент и ожидаем дальнейших решений федеральных органов власти и оперативных действий ОАО РЖД, которые будут приоритизировать контейнерные перевозки».
Наталья Скорлыгина
Коммерсантъ